10.00-21.00 для звонков

00.00-24.00 для заказа через интернет-магазин

10.00-21.00 для звонков

00.00-24.00 для заказа через интернет-магазин

Словарь терминов

 Абажур (франц. abatjour) – стеклянный, бумажный или сделанный из ткани навес или колпак на светильнике для защиты глаз от прямого света. Абажур используется в настольных лампах, бра, торшерах, люстрах

 Аргандная лампа – масляная лампа, которую изобрёл А.Арган в 1784г. Масло из цилиндрического резервуара поступало в трубкообразный рожок с матерчатым круглым фитилём по принципу сообщающихся сосудов.

 Бобешка (франц. bobeche) – розетка или стаканчик подсвечника, в который вставляли свечу.

 Бра (франц. bras – рука) – светильник на одну или несколько светоточек, закреплённый на стене. Первоначально он выполнялся в виде изображения сжатой в кулак руки, которая держала шип для толстой свечи или кольцо для факела.

 Бужуар (франц. boujeoir) – низкий подсвечник, состоящий из бобешки, закреплённой на блюдце, снабжённом ручкой в виде кольца или петли. Использовался в 18-19 вв., чаще всего рядом с кроватью в спальне.

 Бульотка, лампа-бульотка (франц. bouillot – вид карточной игры) – настольная лампа с непрозрачным металлическим абажуром круглой или овальной формы, свободно двигающимся по вертикальному штоку, и плоской подставкой с бортиком. Ниже под абажуром закреплялся подсвечник. Первоначально, в конце 18 – начале 19в., лампа-бульотка использовалась на карточном столе. Её устанавливали в центре стола, и она освещала только карты и руки игроков, оставляя лица в тени. Затем её стали использовать также для рабочих письменных столов, в том числе для столов чиновников в государственных учреждениях. В дорогих лампах использовали золочёную бронзу с литьём, абажуры расписывались орнаментом по красному или зелёному фону.

 Вазики – выполненные из цветного или бесцветного выдувного стекла вазочки-муфты, насаживаемые на металлический шток люстры. Получили широкое распространение в 18в. в стеклянных люстрах в стиле классицизм.

 Геридон – высокий декоративный столик-подставка с небольшой столешницей. Использовался для декоративной бронзы, фарфоровых ваз и светильников – канделябров, жирандолей, ламп.

 Горелка – ёмкость масляной, газовой или керосиновой лампы, в которой сгорает горючий состав.

 Жирандоль (франц. girandole) – разновидность свечного светильника-канделябра, в котором металлическая конструкция служила каркасом, а главную декоративную роль выполняли свободно висящие подвески из искусственного хрусталя.

 Канделябр (франц. candelabre) – настольный светильник для двух и более свечей.

 Кинкет, кинкетная лампа – разновидность масляной лампы, названная по имени её изобретателя Антуана Кинкета (Quinquet). Кинкет снабдил масляную лампу специальным ламповым стеклом для усиления притока воздуха к горелке. Кинкетами могли быть настольные лампы, бра, подвесные светильники. Их корпус выполняли из жести и расписывали орнаментом по яркому фону. В России использовались с начала 19в. до 1860-х гг. Лампа – 1. Настольный, подвесной, навесной светильник, часть люстры или фонаря, в котором используется жидкое горючее вещество (масло, керосин, спирт) или газ; 2. Настольная лампа с абажуром или экраном.

 Лампион – светильник в виде высокой стеклянной колбы с подсвечником внутри. Лампионы помещались по периметру помещения вдоль карниза и восполняли недостаток освещения больших дворцовых залов в конце 18в.

 Литофания (нем.Litofanie; греч. lithos – камень, phanos – ясный, прозрачный) – пластинка из неглазурованного фарфора-бисквита с рельефным изображением. Его рассматривали на просвет в настольных лампах-мираклях.

 Личинка – небольшая переносная масляная лампа.   Люстра (франц. luster – блеск) – подвесной осветительный прибор с открытым светом свечей (в отличие от фонарей). В 16-18вв. убор люстр выполнялся из стекла, горного или искусственного хрусталя.

 Миракль (франц. miracle – чудо) – настольная лампа с прозрачным экраном особого устройства. Его изготовляли из слюды или тонкого стекла. На экран прикреплялась акварель или литофания. Источник света, просвечивая через экран, подобно «волшебному фонарю», создавал иллюзию ожившей картинки. Акварельный рисунок изображал городской вид, пейзаж или композицию с романтическим сюжетом. Литофания воспроизводила какое-либо известное произведение живописи. Лампы-миракли получили распространение с начала 19в.

 Мушетка – инструмент в виде щипцов, используемый для снятия нагара с фитиля свечи.

 Ножка – часть настольного светильника – подсвечника, канделябра, фонаря, лампы, - расположенная под стояном, стержнем или чашей.

 Омбракуль, омракль (франц. ombre – тень) – настольная лампа с абажуром или экраном. Термин получил распространение в России во 2-ой половине 18 века.

 Паникадило (греч. поликанделон) – подвесной бронзовый или деревянный светильник, состоящий из центрального штока в виде балясины, завершённого яблоком внизу, и одним или несколькими ярусами рожков-перьев с подсвечниками. В России так вначале называли любой подвесной осветительный прибор. С 19 века этот термин чаще всего употребляют для подвесных церковных светильников.

 Перья – так называли рожки паникадил в 17-18вв.

 Плошка – переносная плоская масляная лампа.

 Подсвечник – настольный светильник на одну свечу, состоящий из подставки-основания, вертикального стержня – стояна, блюдца-профитки для стекающего воска и бобешки – стаканчика для крепления свечи со свободно вынимающимся вкладышем (манжетом).

 Полулюстра – настенный светильник-стенник, имевший форму хрустальной люстры в половину диаметра. Полулюстры крепили к настенным зеркалам, отражение в которых создавало иллюзорное впечатление люстры, висящей в арке. Появились в 18 веке.

 Профитка – деталь подсвечника, блюдце-розетка под бобешкой, в которое стекал со свечи воск.

 Свечник – рожок с подсвечником в паникадилах и люстрах 18в.

 Стенник – настенный светильник, имеющий вертикальную стенную часть в виде серебряного, медного или зеркального щитка-отражателя с одним или несколькими рожками с подсвечниками. Металлические щитки часто украшались чеканным узором. Стенники последней четверти 18в. имели хрустальный убор.   Торшер (франц. torch – факел, torcher – высокий канделябр) – напольный осветительный прибор.

 Транспарант – (франц. transparent – просвечиваемый) – экран для настольного подсвечника или канделябра или экран лампы-миракля.

 Фонарь – свечной, масляный, керосиновый, газовый светильник, в котором огонь защищён со всех сторон от ветра и сквозняков стеклом или слюдой.

 Шандал (шандан) (франц. chandelle – свеча) – большой подсвечник или канделябр. В 17-18вв. это название получило распространение в России.

 Экран – плоский или выгнутой формы щиток, представляющий собой жесткую рамку с полупрозрачным заполнением – акварельным рисунком, литофанией, вышивкой, матовым стеклом с рисунком, - защищёнными со стороны огня стеклом или слюдой. Часто входил в состав настольных ламп

 

10.00-21.00 для звонков

00.00-24.00 для заказа через интернет-магазин